Учебник по Delphi

Основы машинной математики

  В любом языке программирования можно выполнять математические операции любой сложности. Delphi в этом вопросе не исключение. Но пока мы не будем рассматривать все возможности этого языка в данной области, а остановимся только на математических операциях, чтобы сразу привыкать к математике Delphi. В таблице представлены основные математические операции языка Delphi.

Математическая операция
Описание
*
Умножить
/
Разделить
SQR
Квадрат
SQRT
Квадратный корень
+
Сложение
-
Вычитание
: =
Присвоить значение

  Все эти операции выполняются в том же порядке, в котором перечислены. При этом соблюдается приоритет операций (приоритет умножения, деления и т. д. выше приоритета сложения и вычитания). Например, результатом вычисления выражения 2+2*2 будет 6, потому что сначала выполняется операция умножения, а потом сложения. Если вы хотите сначала выполнить сложение, а потом вычитание, то, как и в простой математике, нужно использовать скобки (2 +2) *2=8. В этом случае результат будет совершенно другим.

  Для изучения компьютерной математики необходимо уяснить ряд понятий, и начнем мы с понятия переменной.

  Переменная — это ячейка оперативной памяти, в которую можно записывать различные значения. Чаще всего этой ячейке памяти ставится в соответствие какое-нибудь имя. Например, можно определить переменную с именем F. Ей, в свою очередь, можно присваивать значения, например 5. Для этого достаточно записать выражение F:=S. Последовательность символов — знак двоеточия и равно — означает здесь операцию "присвоить".

  Почему для присвоения значения используется именно :=, тогда как мы привыкли к простому знаку равенства? Это необходимо, чтобы отделить операцию присваивания от операции сравнения. Знак равенства в Delphi используется для сравнения чисел, а := для присваивания значения переменным.

   Значения переменных можно копировать. Допустим, имеется еще одна переменная с. Ей можно присвоить значение переменной F с помощью простого присваивания G:=F. После этого в переменной с тоже будет значение 5.

   Переменной можно присваивать результаты каких-то вычислений, например: F:=io/2. Это достаточно простой пример. А вот уже целое выражение с использованием переменных:

F:=5;
G:=10;
F:=G/2.

   Имя переменной может состоять как из одной, так и из нескольких букв. Например, переменная может иметь имя str или MyPeremen. Единственное ограничение, которое следует здесь учитывать — это то, что имя должно состоять из английских букв и не должно содержать зарезервированные слова (о зарезервированных словах будет сказано немного позже). Вы также можете в имени переменной использовать числа (желательно в конце), например Strl, Str2, Str3 И Т. Д.

   Tun переменной — это тип значения, которое можно присвоить переменной. Очень часто используют термин тип данных, потому что это действительно тип данных, хранящихся в переменной. Он показывает, какого типа информация может быть присвоена переменной. В Delphi принято обязательно указывать типы переменных, чтобы сразу можно было определить, какую информацию можно туда записать, а какую нет.

Существует несколько основных типов переменных, которые на данный момент времени необходимо четко представлять.

Название типа
Операция
Дополнительная информация
Integer
Целое число

Переменная этого типа может принимать в качестве значения любые целые числа, как положительные, так и отрицательные

Real
Вещественное число

Переменная этого типа может принимать в качестве значения целые и дробные числа со знаком и без

String
Строка

Переменная этого типа может принимать в качестве значения любые символы и наборы символов

Boolean
Булево значение
Переменная может принимать значение true или false (истина или ложь). Этот тип очень часто ис- пользуется для организации логики

   Строки — это любые символы или наборы символов. В языке Delphi они выделяются одинарными кавычками, например, 'Привет1 . Строки так же можно присваивать переменным, как и любое другое значение. Например:

Strстроковая переменная.
Str:='Привет!!!'

На этом основные сведения о машинной математике подошли к концу. Пора применить полученные знания на практике.




 

Рейтинг@Mail.ru          Rambler's Top100

X-ZiBiT