|
Учебник по Delphi
Основы машинной математики
В любом языке программирования можно выполнять математические операции
любой сложности. Delphi в этом вопросе не исключение. Но пока мы
не будем рассматривать все возможности этого языка в данной области, а
остановимся только на математических операциях, чтобы сразу привыкать к
математике Delphi. В таблице представлены основные математические операции
языка Delphi.
Математическая операция |
Описание |
* | Умножить |
/ | Разделить |
SQR | Квадрат |
SQRT | Квадратный корень |
+ | Сложение |
- | Вычитание |
: = | Присвоить значение |
Все эти операции выполняются в том же порядке, в котором перечислены.
При этом соблюдается приоритет операций (приоритет умножения, деления
и т. д. выше приоритета сложения и вычитания). Например, результатом вычисления
выражения 2+2*2 будет 6, потому что сначала выполняется операция
умножения, а потом сложения. Если вы хотите сначала выполнить сложение, а
потом вычитание, то, как и в простой математике, нужно использовать скобки
(2 +2) *2=8. В этом случае результат будет совершенно другим.
Для изучения компьютерной математики необходимо уяснить ряд понятий,
и начнем мы с понятия переменной.
Переменная — это ячейка оперативной памяти, в которую можно записывать
различные значения. Чаще всего этой ячейке памяти ставится в соответствие
какое-нибудь имя. Например, можно определить переменную с именем
F. Ей, в свою очередь, можно присваивать значения, например 5. Для этого
достаточно записать выражение F:=S. Последовательность символов — знак
двоеточия и равно — означает здесь операцию "присвоить".
Почему для присвоения значения используется именно :=, тогда как мы
привыкли к простому знаку равенства? Это необходимо, чтобы отделить
операцию присваивания от операции сравнения. Знак равенства в Delphi
используется для сравнения чисел, а := для присваивания значения переменным.
Значения переменных можно копировать. Допустим, имеется еще одна переменная
с. Ей можно присвоить значение переменной F с помощью простого
присваивания G:=F. После этого в переменной с тоже будет значение 5.
Переменной можно присваивать результаты каких-то вычислений, например:
F:=io/2. Это достаточно простой пример. А вот уже целое выражение с
использованием переменных:
F:=5;
G:=10;
F:=G/2.
Имя переменной может состоять как из одной, так и из нескольких букв. Например,
переменная может иметь имя str или MyPeremen. Единственное
ограничение, которое следует здесь учитывать — это то, что имя должно состоять
из английских букв и не должно содержать зарезервированные слова
(о зарезервированных словах будет сказано немного позже). Вы также можете
в имени переменной использовать числа (желательно в конце), например
Strl, Str2, Str3 И Т. Д.
Tun переменной — это тип значения, которое можно присвоить переменной.
Очень часто используют термин тип данных, потому что это действительно
тип данных, хранящихся в переменной. Он показывает, какого типа информация
может быть присвоена переменной. В Delphi принято обязательно
указывать типы переменных, чтобы сразу можно было определить, какую
информацию можно туда записать, а какую нет.
Существует несколько основных типов переменных, которые на данный
момент времени необходимо четко представлять.
Название типа |
Операция | Дополнительная информация |
Integer |
Целое число | Переменная этого типа может принимать в качестве
значения любые целые числа, как положительные,
так и отрицательные |
Real |
Вещественное число | Переменная этого типа может принимать в качестве
значения целые и дробные числа со знаком и без |
String |
Строка | Переменная этого типа может принимать в качестве
значения любые символы и наборы символов |
Boolean |
Булево значение | Переменная может принимать значение true или
false (истина или ложь). Этот тип очень часто ис-
пользуется для организации логики |
Строки — это любые символы или наборы символов. В языке Delphi они
выделяются одинарными кавычками, например, 'Привет1 . Строки так же
можно присваивать переменным, как и любое другое значение. Например:
Str — строковая переменная.
Str:='Привет!!!'
На этом основные сведения о машинной математике подошли к концу. Пора применить полученные знания на практике.
|
|
|